Покупая парфюмерию, люди хотят, чтобы запах был не только привлекательным, но и стойким. Стойкость зависит в большей степени от концентрации. От нее зависит воспринимаемость запаха и стоимость парфюма. Даже парфюмерные категории получили названия по концентрации в них ароматических веществ. Классификация парфюма по концентрации разработана для того, чтобы можно было определить стойкость и выбрать продукцию по этой характеристике.
Из чего состоит парфюм
Парфюмерные продукты подразделяются на несколько категорий в зависимости о и насыщенности аромата и концентрации. Эти критерии зависят от формулы парфюма, чем больше эфиров, тем ярче и насыщеннее будет запах. В состав входят душистые вещества, они отвечают за проявление аромата, гармоничное раскрытие ольфакторной пирамиды. В нем также присутствуют растворители, обычно это жидкости, содержащие спирт. Красители придают парфюмерии определенный цвет, но выпускаются также и прозрачные жидкости.
Душистые вещества выделяют их сырья, имеют разное химическое строение, характер аромата, отличается и сфера применения. Они могут быть растительного и ли животного происхождения. Вещества извлекают из лепестков цветов, плодов, корешков, молодых листьев: частей растений, в которых велико процентное содержание эфирных масел. Растительные вещества составляют большую часть веществ, применяемых в парфюмерии. Животного происхождения обеспечивают глубину аромата и стойкость. Самые используемые: амбра и мускус.
Полноценный аромат создается не только благодаря душистым веществам, но и растворителям. При создании парфюма используется либо спирт 96% либо смесь спирта и воды. Применяются также другие спирты: дипропиленгликоль и диэтилфталат, у которых собственный запах мало выражен. В органической парфюмерии растворителями могут быть растительные масла, например, касторовое и жожоба. Они дешевы, но эффективны.
Красители используются для придания парфюмерной композиции красивого цвета. Например, свежие ароматы чаще светлые, прозрачные, зеленоватого или голубого цвета, фруктовые и цветочные – розоватые или пудровые. Присутствие красителя никак не влияет на стойкость аромата и его состав, а также другие характеристики.
Концентрация и стойкость парфюмерии в зависимости от категории
Ароматные жидкости имеют разную устойчивость, чем ниже концентрация, тем продукт менее устойчив.
Oдeкoлoн
Имеет различные названия – Cologne, кельнская вода. Концентрация всего 2-4%, потому стойкость небольшая – 2-3 ч. Одна из самых распространенных разновидностей. Одеколон нестойкий, рекомендуется для нанесения утром и днем. Слабый аромат не будет отвлекать от работы ни владельца парфюма, ни окружающих. Не все одеколоны дешевы, уникальные композиции имеют достаточно высокую стоимость.
Tуaлeтнaя вoдa (дневные духи)
Концентрация душистых веществ выше – 5-15%, но стойкость такая же, как у одеколона – 2-3 ч. Туалетная вода – самая распространенная форма парфюма класса «масс-маркет». По многим показателям она универсальна, поэтому пользуется популярностью у потребителей во всем мире. За счет небольшой стойкости, можно менять туалетную воду несколько раз в течение дня.
Пapфюмepнaя вoдa
Стандартная концентрация ароматических веществ – 15-20%, стойкость в среднем – 4-5 ч. Парфюмированная вода представляет собой лучшее сочетание концентрации, устойчивости и цены. Стоимость этого продукта превышает стоимость туалетной воды, но он выигрывает в ощутимости оставляемого шлейфа, насыщенности, богатстве аромата.
Дуxи
Pаrfum имеет самую насыщенную концентрацию среди всей выпускаемой серийно парфюмерии. Содержит 20-30% ароматических веществ, держится на коже в течение 6-8 ч. Аромат parfum насыщенный. Стоят духи дорого, из-за чего не так распространены, как другие виды парфюмерной продукции.
Ароматная дымка
Разновидность парфюмерных продуктов, называется также ароматическая вуаль или мист. Концентрация веществ невысокая – не выше 5%. От одеколона отличается тем, что имеет ухаживающие свойства. Стоимость невысокая, благодаря этому дымку можно отыскать в линейке бюджетных марок. Бренды, чья продукция более высокой ценовой категории, могут также включать ее в ассортимент как средства ухода за телом.
Другие виды кoнцeнтpaций
Существуют также концентрации под названиями Eau Parfumee, Eau de Fraiche, Voile de Parfum, Brume de Parfum, Eau Sans Alcohol. Они являются легкими версиями ароматов, содержат ароматические вещества в пределах 1-3%. В этих продуктах используют не спиртосодержащие растворители. Это сделано для того, чтобы средство при возможном попадании в глаза не раздражало их, так как многие продукты из этой категории также определяются как средство по уходу.
Иногда можно увидеть маркировку парфюма - Extrait. Это продукция с высокой концентрацией, содержание веществ может доходить до 40%. Маркировка Tester (Test) означает тестер – парфюм в небольшом объеме, которые предназначен для пробы аромата. Состав и качество пробников такое же, как и у основной продукции, так как они создаются, чтобы познакомить новых покупателей с продуктом.
Масляные духи – изобретение ближневосточной и североафриканской культур, в которые западные бренды все чаще стали включать в свои линейки. Продукцию выпускают также восточные производители, которые уделяют им особое внимание. Важное отличие масляных духов от остальных – высокая концентрированность, содержание ароматических компонентов доходит до 40% и высокая устойчивость.
Твердые духи - парфюмерный формат, в котором ароматы закреплены на восковой или твердой масляной базе. Скорость испарения продукта снижается за счет плотной маслянистой основы, потому аромат задерживается дольше, чем у продуктов на спирте. Отличаются твердые духи тем, что не оставляют ярко выраженного шлейфа, их можно почувствовать ближе к коже.
Как зависят концентрация и стойкость
Любому потребителю парфюмерной продукции хочется, чтобы духи были стойкими, сохраняли аромат как можно больше времени. В определенной степени стойкость зависит от концентрированности душистых веществ, чем она больше, тем запах будет устойчивее. Однако на стойкость влияет не только это. Она также зависит от летучести веществ, входящих в летучий раствор. Так, масло бергамота испаряется быстро, как чистое, так и в растворенном виде, поэтому звучание этой ноты не будет длительным. Цитрусовые ароматы отличаются небольшой устойчивостью, цветочные держатся дольше, больше всех могут ощущаться амбровые.
Разный результат можно получить и разное время года: летом духи улетучиваются быстрее, зимой медленнее. По-разному парфюм ведет себя и в зависимости от места нанесения: правильно наносить их на участки тела, где много кровеносных сосудов, чтобы от тепла тела происходило постоянное распространение аромата. Можно побрызгать волосы, которые быстро и надолго впитывают ароматы.
Результат зависит еще и от особенностей обмена веществ организма каждого человека: химического состава кожи, ее жирности. На жирной коже даже хорошие духи менее устойчивы, чем на сухой.
Как измеряют концентрацию парфюмерной продукции
Обозначают ее в процентах. Также определяют крепость растворителей. Содержание растворителя и красителя никак не обозначается. Никаких инструментов для определения концентрации в растворе не существует. Выбирать нужно по аббревиатуре, которая как раз и обозначает категории. Чтобы узнать, насколько долго будет ощущаться понравившийся аромат, надо посмотреть на упаковку. Маркировка EDC означает одеколон, EDT – это туалетная вода, EDP – парфюмированная. Флакон с надписью Parfum содержит духи, максимальная продолжительность ощущаемости которых может достигать одних суток. Эти правила действуют только в том случае, если продукт натуральный, а не подделка.
Выбирая аромат, нужно обращать внимание не только на концентрацию, обозначаемую маркировкой, но и на состав. Если в нем преобладают цитрусовые компоненты, держаться он будет относительно недолго. Духи с цветочными компонентами более устойчивы, самые стойкие – с включением амбровых ингредиентов. Подбирать парфюм нужно и с учетом того, в какое время суток их предполагается наносить. Если утром и днем, стоит выбирать парфюмированную или туалетную воду, вечером – парфюмированную воду или духи.